Неандерталец

Неандерталец, человек неандертальский, в советской литературе также носил название палеоантроп — вымерший или, по другой гипотезе, ассимилированный представитель рода людей. Некоторые учёные считают неандертальца подвидом Homo sapiens, тогда как другие относят к отдельному виду рода Homo, поэтому до сих пор сохраняются оба латинских названия. Возраст останков наиболее ранних неандертальцев (пра-неандертальцев) — около 500 тыс. лет; окончательно сформировались, как вид, около 130—150 тыс. лет назад; последние неандертальцы жили около 40 тысяч лет назад, сосуществовали в Европе с Homo sapiens в течение нескольких тысяч лет. Неандертальцы населяли Европу и Среднюю Азию. Название «неандерталец» происходит от долины Неандерталь в Германии, где был найден череп одного из представителей.

На сегодняшний день доказано, что неандертальцы не являются прямыми предками современных людей. Их последний общий предок ещё точно не установлен, его относят либо к человеку-предшественнику, либо к гейдельбергским людям Африки. Древнейшие останки гейдельбергских людей, мигрировавших в Европу, имеют возраст 0,8 млн лет, следовательно, около миллиона лет линии неандертальцев и сапиенсов развивались независимо. В более поздний период (135—35 тысяч лет назад), возможно, происходила метисация неандертальцев и сапиенсов, появившихся в Европе позже. У современных представителей европеоидной и монголоидной рас около 2 % генов — неандертальские, у негроидов — 0,3 %.

Неандертальцы были ниже и шире в плечах, чем современные люди, при этом обладали бо́льшим объёмом мозга и, возможно, владели речью. Средняя продолжительность жизни составляла 20 лет. Неандертальцы изготавливали орудия труда, такие как деревянные копья, обожжённые на конце или с каменными наконечниками, скребки, рубила. Они активно использовали огонь. Питались, в основном, мясом, хотя употребляли в пищу и растения, кроме того, археологические исследования выявили два случая применения лекарственных растений. У неандертальцев известны случаи заботы о нетрудоспособных членах своей группы, имеются подобия захоронений, но достоверных подтверждений каких-либо погребальных культов, ритуалов, обозначения могил у неандертальцев не обнаружено.

Изначально немногочисленные неандертальцы могли смешиваться с представителями более многочисленных популяций: с денисовцами, возможно, с кроманьонцами, как интерпретируют результаты генетических исследований их авторы. Но некоторые генетики предполагают, что наличие у современных людей генов неандертальцев и денисовцев могло появиться не в результате их гибридизации, а от полиморфизма генов их общего предка, с которым эволюционные ветви современных людей, неандертальцев и денисовцев разошлись ранее 700—765 тыс. лет назад.

О причинах исчезновения неандертальцев есть множество гипотез.

Как выглядели неандертальцы?

Первый скелет неандертальца воссоздал французский палеонтолог Марселин Буль в 1909 году. Получился довольно сутулый, сгорбленный человек. Такой результат интерпретировали в пользу того, что неандерталец — это промежуточная ступень между прямоходящим человеком и четвероногими предками-обезьянами. Так на долгое время за образом Homo neanderthalnesis закрепилась несовершенная осанка.

Но позже выяснилось, что собранный Булем скелет принадлежал пожилому неандертальцу, страдавшему от артрита. Экстраполировать его осанку на всех представителей вида — все равно, что судить об осанке всех современных людей по сгорбленным старожителям. Более поздние находки, а также реконструкции таза и крестца подтвердили, что походка неандертальцев едва ли отличалась от нашей.

Сам же скелет неандертальца был крепче и ниже, чем у современного человека. Средний рост мужчин был около 164 см, женщин — 155 см. Грудная клетка и лопатки у них были шире, ключицы — длиннее, а суставы крупнее. Бедра были широкими, с удлиненными лобковыми костями. Впрочем, это все детали морфологии, которые можно было бы скрыть одеждой. Что бы тогда выдало неандертальца среди современных людей?

Безусловно, форма черепа и специфические черты лица. Головной мозг у неандертальцев по объему сопоставим с нашим, он весил даже немного больше — в среднем 1500–1700 г. А вот форма черепа, в котором этот мозг содержался, отличалась существенно. Свод его был длинным и плоским, а на затылке имелся характерный выступ — затылочный узел. Лицо неандертальца отличалось выраженным прогнатизмом — выступающими вперед челюстями — и отсутствием подбородка. Две самые выдающиеся черты — это выраженные надбровные дуги и большой, широкий нос.

Большие носы были нужны неандертальцам, чтобы выживать в суровых погодных условиях последнего ледникового периода эпохи плейстоцена. Воздух тогда был очень холодный и сухой. Реконструкция носовой полости неандертальцев показала, что широкие ноздри помогали им нагревать и увлажнять вдыхаемый воздух быстрее и эффективнее, чем их предшественникам Homo heidelbergensis. Кроме того, неандертальцы вдыхали почти в два раза больше воздуха, чем современные люди. Такое эффективное дыхание помогало им и согреваться, и выдерживать долгие погони за добычей.

Где обитали неандертальцы

Неандертальцы населяли обширные территории — от Испании до Западной Азии — и жили в интервале примерно от 130 до 30–35 тысяч лет назад. Более широкие датировки включают в себя еще и так называемых ранних неандертальцев (пренеандертальцев) — переходные звенья между гейдельбергскими людьми и неандертальцами. И так как эволюция — процесс плавный, временная рамка может сдвигаться довольно сильно, вплоть до 300 тысяч лет назад. Даты жизни последних неандертальцев спорные и колеблются от 40 до 28 тысяч лет назад, а то и меньше.

Они возникли как очень маленькая группа и жили очень маленькими группами, как современные полинезийцы. Хотя неандертальские находки распространены довольно широко, главной областью их обитания считается Европа, и сами они настоящие коренные европейцы, так как их вид появился из пришедшего сюда ранее Homo heidelbergensis. Около 60 тысяч лет назад, даже раньше, по мере расселения, они появляются на Ближнем Востоке (и успешно вытесняют оттуда пресапиенсов), доходят примерно до современного Израиля и, может быть, даже проникают в Северную Африку. В пользу этого говорят некоторые археологические культуры, неотличимые от неандертальских, обнаруженные в этом регионе, а также несколько фрагментарных находок. Но в Африку южнее Сахары неандертальцы, по всей видимости, не заходили.

Также они активно расселялись на восток и дошли как минимум до Алтая. Костей в алтайских пещерах найдено не очень много, но из них выделили ДНК, которая оказалась неандертальской (там же еще есть и денисовцы, но это отдельная история). Освоение ими еще более восточных территорий пока под вопросом: есть следы похожих археологических культур, например, в Монголии, но костей, по которым можно было бы провести анализ, не обнаружено. В Китае явно были какие-то другие древние люди, у которых до сих пор нет обобщающего названия, но предположительно это денисовцы.

Могли ли неандертальцы говорить?

Речь — это то, о чем мы привыкли думать, как об одной из главных отличительных черт человека разумного. Но, кажется, неандертальцы тоже были вполне способны перекинуться парой слов.

Вообще, в этой области есть два основных направления — генетическое и морфологическое. Главным открытием в генетике речи считается ген FOXP2, который необходим для развития способности говорить. Нарушения в этом гене вызывают у современных людей серьезные проблемы с речью. Ученые из Лейпцига в 2007 году обнаружили, что ген FOXP2 у неандертальца идентичен человеческому.

Но само по себе присутствие FOXP2 в геноме неандертальца еще ни о чем не говорит. Ученым пока не известны другие гены, задействованные в образовании речи, — а их может быть еще немало. «Если у человека нарушения этого гена приводят к проблемам, то кто сказал, что у неандертальцев не было других генов, которые это компенсировали?» — задается вопросом антрополог Дробышевский. Он также добавляет, что за более достоверными доказательствами неандертальской речи стоит обращаться к морфологии. А там их достаточно: «Мы видим, что неандертальцы говорили, по слуховым косточкам, нижним челюстям, подъязычной кости, по основанию черепа и по мозгам».

Подъязычная кость на данный момент служит главной находкой, которая говорит в пользу способности неандертальцев использовать речь. Она была обнаружена в 1983 году при раскопках в Израиле. Позднее с помощью рентгеновской томографии ученые установили, что подъязычная кость неандертальца гораздо больше походит на человеческую, чем на кость шимпанзе. Есть и другие косвенные признаки, которые намекают на способность поддержать беседу, — например, ширина позвоночного канала. Светлана Бурлак в книге «Происхождение языка» пишет, что у неандертальцев этот канал был почти таким же широким, как у современного человека. А его ширина очень важна для тонкой регулировки дыхания, которая делает возможной речь. Впрочем, это все еще нельзя считать стопроцентным доказательством разговорчивости наших братьев, — ведь из-за того, что мягкие ткани не сохраняются так же, как кости, мы не можем воссоздать точную модель гортани неандертальца.

Место неандертальцев в эволюции Homo

Долгое время предполагалось, что неандертальцы — это наши прямые предки: сначала были питекантропы, они превратились в неандертальцев, те проэволюционировали в кроманьонцев, из которых уже получились мы. Согласно другой теории, неандертальцы были тупиковой ветвью в развитии человечества и не имеют никакого отношения к нам. Истина оказалась посередине: неандертальцы хоть и были тупиковой ветвью, но все же дали нам небольшую примесь. Нашими прямыми предками они не могли быть хотя бы по хронологическим причинам: самые поздние неандертальцы жили позже, чем сформировавшиеся сапиенсы. Кроме того, известны находки метисов — детей от союзов неандертальцев и сапиенсов. В итоге сейчас почти у каждого человека, кроме африканцев, живущих южнее Сахары, есть неандертальская примесь около 1–4%.

Сапиенсов, которые сформировались в субтропиках, в окружении большого количества растительности и всевозможной охотничьей добычи, было явно больше, чем неандертальцев, обитавших в Европе в эпоху оледенений. Предположительно, одновременно неандертальцев жило около 10–12 тысяч человек. Сапиенсов же было в десятки раз больше. Часть сапиенсов ушла в Европу, погибла там, но постоянно приходили новые, и поэтому в конце концов они просто задавили неандертальцев численностью: тем было некуда идти, так как на севере было еще холоднее.

Неандертальцы смешивались с другими людьми. Они дали примесь денисовцам в Денисовой пещере, а эти алтайские неандертальцы, в свою очередь, имели примесь от сапиенсов. Ближневосточные неандертальцы, наоборот, оставили свой след в местных Homo sapiens.

Достоверно известно о четырех волнах смешения: неандертальцы трижды давали примесь последующим поколениям сапиенсов, а те неандертальцам — один раз. Но, вероятно, этих волн было больше. Первая встреча произошла, когда сапиенсы только вышли из Африки. Она дала те самые примерные неандертальские 2% в ДНК, которые есть почти у всех людей на Земле, кроме жителей Африки южнее Сахары.

Сложно сказать, сколько сапиенсов вышло из Африки в первую волну и каково было соотношение между ними и неандертальцами. Первые кроманьонцы имеют значительно больше неандертальской примеси, чем современные сапиенсы. Например, у человека из Пештера-ку-Оасе, который жил 43 тысячи лет назад, родственник-неандерталец был всего за четыре-пять поколений до него. Но непонятно, насколько эти сапиенсы родственны нам, потому что есть большая вероятность, что первые кроманьонцы, которые пришли в Европу, исчезли без следа. Выход из Африки длился очень долго, поэтому мы находим в геноме современных людей неандертальский след, но непонятно, к какой волне он относится, так как с каждым поколением он все равно становился все меньше и меньше.

Второе смешение дало неандертальскую примесь общим предкам европеоидов и монголоидов, но не австралоидам. Третья примесь влилась в предков только монголоидов. В последующем с арабами неандертальская примесь в мизерном виде дошла и до некоторых негроидов южнее Сахары.

Неандертальская жизнь

Неандертальцы были практически стопроцентными хищниками: процент мяса в их рационе был даже больше, чем у пещерных львов. Мы знаем об этом благодаря огромному количеству звериных костей на стоянках, в том числе крупных животных вроде мамонта, шерстистого носорога, бизонов. Для сравнения: гиены, например, питались северными оленями, и то, что неандертальцы охотились на таких серьезных животных, — это очень здорово. Следы мясной диеты неандертальцев мы также находим благодаря микроэлементному и изотопному анализу костей и трасологическому анализу орудий, которыми они обрабатывали мясо. Кроме крупных зверей они ели птиц, кроликов, а также грибы, растительную пищу: финики, клубни, луковицы кувшинок — и даже варили кашу. В испанской пещере Эль-Сидрон была найдена группа, предположительно, неандертальцев-вегетарианцев: анализ ДНК их зубного камня показал, что они ели только растения. У них даже были необычные для неандертальцев болезни. Возможно, они не были стопроцентными вегетарианцами, а просто «сидели на диете» несколько дней, потому что никого не поймали — такое бывает у охотников-собирателей. Ирония в том, что этих неандертальцев в итоге съели их сородичи.

Как охотились неандертальцы? Скорее всего, как и их предки-гейдельбергенсисы, они использовали для этого копья, а также каменные остроконечники и различные деревянные орудия. Для сравнения: у кроманьонцев, по всей видимости, были различные ловушки и силки. Предполагается, что у неандертальцев не было метательного оружия: ни одного подходящего для этого копья или другого инструмента не было. Не было, конечно, и лука со стрелами — они и у кроманьонцев появляются очень поздно. Скорее всего, они охотились, сидя в засаде с копьем наготове. Поджидали добычу, пока она подойдет максимально близко, и убивали ее в упор. А способности к дальнему метанию у них не было, что следует из анализа их плечевых суставов.

Любопытно, что, судя по имеющимся находкам, среди неандертальцев половина была правшами, а половина — левшами. Причем преобладание одной руки было явным — амбидекстров-неандертальцев не было. По одной из концепций, неандертальцы проиграли сапиенсам, потому что у них не было метательного оружия и сражаться они умели только в ближнем бою. Сапиенсы могли ранить их издалека, а тучные неандертальцы не могли быстро бегать.

Большинство находок останков неандертальцев были обнаружены в пещерах, но неправильно думать, что они жили только там — просто там их проще найти, в отличие от открытых пространств. Пещеры чаще использовали для укрытия от дождя, но для жилья — крайне редко: все-таки там сыро, холодно, неприятно. Можно один раз спрятаться от дождя, развести костер, вздремнуть, в крайнем случае позимовать какое-то время. Но постоянно жить там было все-таки некомфортно.

Чаще всего неандертальцы жили под навесами или просто на равнине, на мысу или под ним. Будучи настоящими хищниками, они никого не боялись, и у них не было необходимости прятаться. Поэтому они выбирали места, где проще достать пищу, например в районах миграций животных. При этом от неандертальцев у нас нет хороших организованных стоянок, какие есть для кроманьонцев. У последних постоянно обнаруживаются жилища, ямы-хранилища, места для обработки камня, иногда даже целые кладбища. У неандертальцев это тоже есть, но все как будто недоделанное. Они наверняка делали какие-то шалаши и ветровые заслоны, стелили шкуры на пол и зажигали костры (это подтверждено находками), — в общем, обустраивали помещения. Но, в отличие от кроманьонцев, у них не наблюдается какой-то планировки на стоянках и признаков оседлости. Они скорее жили как туристы: пришли, разложились, собрались, ушли. Кочевали по открытой местности в поисках более выгодной локации. Но, возможно, следов регулярных жилищ нет просто потому, что они не сохранились — кроманьонцы ведь гораздо ближе к нам хронологически.

Неандертальские технологии

Умение пользоваться огнем неандертальцы унаследовали у своих предков-гейдельбергенсисов. Они могли использовать его довольно ловко и технологично, но далеко не на всех стоянках есть следы огня, — видимо, он не всегда был нужен неандертальцам, и летом, например, они могли обходиться и без него. В отличие от нас, сапиенсов, у них не было зависимости от огня. Они совершенно точно ели сырое мясо — есть множество находок обработанных костей, но без следов обжига, а также об этом можно следить по царапинам на зубной эмали: неандертальцы зажимали мясо зубами и отрезали отщепом, иногда чиркая по зубу.

Но у них было много разных интересных технологий. Например, различные деревянные, а также костяные орудия для обработки шкур: они убирали внутренний слой, чтобы шкура была гибкой и ее можно было использовать и как ковер, и как одежду. Есть орудия и для того, чтобы в этих шкурах делать отверстия и сшивать их. При этом точных сведений об одежде неандертальцев у нас нет, но им определенно нужно было что-то носить: хоть они и были плотного телосложения, с хорошим жировым слоем, но шерсти у них уже не было, и ходить голыми во время ледникового периода они бы не смогли.

Неандертальцы умели делать нитки и веревки и могли, например, приматывать наконечники копий к древку, а также шить. Но при этом иголка с ушком наподобие современных появилась только у кроманьонцев.

Для добывания огня неандертальцы могли использовать пиролюзит — диоксид марганца, черный минерал, который крошили на дерево, и огонь мог загораться при температуре на 100 градусов меньше, чем обычно (250 по Цельсию против обычных 350). Это очень необычная и продвинутая технология. Кроме того, неандертальцы умели делать вар из березовой коры. Это вообще первое искусственное вещество, полученное человеком.

Конечно, у них не было керамики, но есть находки выдолбленных из камня чашек, которые использовались для размалывания охры. Следы охры, кстати, есть на многих неандертальских стоянках, но как именно она использовалась — мы не знаем. Охра может применяться в первую очередь для раскрашивания себя, других людей, деревьев — чего угодно. А еще для выведения блох, вшей или защиты от насекомых, как это делают индейцы в Амазонии. Но примеров ее использования в ритуальных целях у неандертальцев почти нет.

Неандертальское творчество

Точно так же мало что известно о неандертальском искусстве, — вероятно, его почти не было. За весь период их существования есть всего несколько десятков примеров творческой деятельности, и притом довольно примитивных: параллельные насечки на косточках, зубах и кусках камня, какие-то наскальные пятна в испанских пещерах, царапины в других жилищах. Это очень мало, и на большинстве неандертальских стоянок следов искусства нет вообще. Иногда они могли использовать для украшения себя перья птиц.

Есть несколько примеров личных украшений: самые древние — ожерелья из когтей белохвостых орланов с датировкой 130 тысяч лет назад. Но почти все подобные находки очень поздние — 30–35 тысяч лет назад. Предполагают, что некоторые элементы искусства кроманьонцы могли перенять у неандертальцев — или же наоборот.

У неандертальцев совершенно точно были погребения. Как явление они возникли около 430 тысяч лет назад в санитарных целях еще у гейдельбергенсисов. Неандертальские погребения отличаются от сапиентных по трем пунктам: в могиле всегда только один человек, нет никакого инвентаря, а умерший всегда лежит в так называемой позе эмбриона — скрюченным на боку, животе или спине. Вряд ли они действительно связывали это с положением человека в утробе — скорее, это было обусловлено тем, что просто копали яму меньшего размера. Инвентаря в погребениях обычно нет, но, например, сверху могла быть положена плита, или рога козла, как в Тешик-Таше, или медвежий череп, как в Регуду. Кроме того, есть примеры какого-то подобия кладбища: в Ля-Феррасси найдено шесть захороненных в одном месте скелетов.

О ритуальной жизни неандертальцев известно очень мало. Самое древнее ее свидетельство было найдено в пещере Брюникель: в трехстах метрах от входа в пещеру было выложено несколько колец из сталактитов и сталагмитов, а внутри этих колец неандертальцы жгли кости пещерных медведей. Зачем именно они это делали — неизвестно, но это совершенно точно был ритуал — иначе зачем еще нужно забираться вглубь пещеры, таскать там тяжелые камни и жечь кости?

Есть и другие примеры так называемого культа пещерного медведя — захоронения медвежьих черепов, заложенные камнями в ямах и нишах стен пещер в Драхенлохе и других местах Центральной Европы. Но некоторыми исследователями существование этого культа у неандертальцев ставится под сомнение. И в целом неандертальские ритуалы, даже если они и были, все равно уступали кроманьонским. У наших предков, например, постоянно присутствуют свидетельства обрядов инициации, чего у неандертальцев пока не найдено. Поэтому в целом по современным меркам кажется, что у неандертальцев было гораздо хуже с фантазией, они были проще и примитивнее, — в общем, очень практичные существа, которые точно знали, чем им нужно заниматься: ловить мамонтов, делать орудия, разводить огонь. При наличии некоторых интересных технологий главной целью их существования было все-таки выживание. А выживать им приходилось в тяжелых условиях европейских оледенений. Хотя физиологически неандертальцы были приспособлены к холодным условиям, они старались не селиться в очень уж холодных местах.

В целом у неандертальцев был довольно обустроенный быт, пусть и простой: у них была одежда, орудия, огонь, веревки, простейшие жилища. Почти наверняка у них были какие-то лодки или плоты: останки неандертальцев обнаружены на Крите и других греческих островах, которые в то время уже не были соединены сушей. Поэтому с высокой вероятностью можно утверждать, что они могли плавать не только по рекам и озерам, но и по морю.

Считать неандертальцев настоящими дикарями каменного века было бы неправильно: они все же были довольно продвинутыми. Но и слишком очеловечивать их не стоит: будучи кровожадными, они могли убивать и съедать друг друга, хотя и любили ближних. По всей видимости, они умели говорить. По крайней мере, все морфологические структуры, которые отвечают за речь, — рельеф на задней стороне челюсти, шиловидный отросток височной кости, подъязычная кость и прочее — у них были. Речь, конечно, звучала совсем не так, как наша, и к современным языкам она не имеет никакого отношения.

Неандертальское общество

Неандертальцы жили в среднем до 35–40 лет, в редких случаях до 45–50, и такие находки, как правило, говорят о том, что последние годы неандерталец доживал глубоким инвалидом. Кроме того, у неандертальцев была масса патологий: раковые заболевания, проблемы с зубами; у пожилых, как правило, множественные следы переломов и даже ампутации, например, кистей или руки целиком. Это говорит о том, что, с одной стороны, жизнь неандертальцев была очень нелегкой, а с другой — что они ухаживали за своими, берегли их и любили. Ведь люди с такими травмами просто не смогли бы самостоятельно выжить и ухаживать за собой, а значит, им явно кто-то помогал. Например, в пещере Шанидар один из скелетов был со сломанным ребром, а его могилу усыпали лекарственными цветами от болезней почек. Видимо, у них даже было какое-то подобие медицины. В Эль-Сидроне в зубах неандерталки найдены микрочастицы ромашки и тысячелистника — это тоже лекарственные растения.

Свидетельств социального расслоения у неандертальцев нет. У кроманьонцев их тоже не очень много, но хотя бы есть разные по статусу захоронения, единственный источник информации об этом — богатые и пустые. А у неандертальцев все могилы одинаковые, за исключением разве что захоронения в Тешик-Таше, где могила мальчика была украшена рогами горного козла. Но в целом общество у них было, если так можно выразиться, довольно эгалитарное.

По анализу митохондриальной ДНК массового захоронения из Эль-Сидрона видно, что все мужчины в этой группе были родственниками: братьями, дядьями и племянниками. А вот часть женщин явно были как бы со стороны. Значит, между группами шел обмен женщинами, и таким образом среди неандертальцев достигалось некое генетическое разнообразие, и снижалась вероятность кровосмешения. Но такая социальная структура была и у других видов людей, а также у разных видов обезьян.

Кости неандертальцев очень часто оказываются погрызенными гиенами. Это говорит о том, что после захоранивания своих умерших соплеменников неандертальцы быстро уходили с этой стоянки, потому что если бы они продолжали жить на ней хотя бы несколько лет, то гиены бы не стали раскапывать могилу, и в конце концов был бы нормальный, целый скелет. Кроме того, это говорит о том, что глубина неандертальских захоронений была очень небольшой, порядка 20 сантиметров. Возможно, они даже не засыпали яму, хотя специально выкапывали ее. Подобным образом хоронят умерших ненцы и хадза, то есть просто оставляют тело на поверхности.

Вымирание неандертальцев

Всего есть около ста концепций вымирания неандертальцев: от заражения вирусами от тропических сапиенсов до того, что они просто посъедали друг друга. Каннибализм у неандертальцев, конечно, был: известно несколько стоянок с разбитыми, надрезанными человеческими костями, часто обожженными и раскиданными так же, как кости животных. Но вряд ли это стало причиной вымирания: неужели неандертальцы ели друг друга добрую сотню тысяч лет, а 30 тысяч лет назад вдруг съели окончательно? Гипотетически они могли съесть и сапиенса, если он им попадался, но достоверных подтверждений этого нет. Имеются следы съеденных кроманьонцев, но кто именно их убил и съел — неандертальцы или сородичи — неизвестно.

На мой взгляд, неандертальцы исчезли потому, что они просто демографически растворились в сапиенсах, как современные команчи в американцах. То есть сапиенсы не уничтожали их целенаправленно, а просто задавили количеством, ведь неандертальцев было очень мало, а кроманьонцы все приходили и приходили из Африки, и их становилось все больше. Кроме того, союзы между неандертальцами и кроманьонцами приводили к тому, что мужчины-метисы могли быть бесплодными. И, как показывают современные исследования, у женщин-неандерталок был высокий процент мужских половых гормонов, что приводит к проблемам с вынашиванием детей, родами и вскармливанием. С другой стороны, из-за особенностей неандертальского строения у них был широкий таз — рожать было удобно, и, если бы не эта «компенсация», они вымерли бы гораздо раньше просто из-за невозможности продолжать род. Пока неандертальцы были в Европе одни, эти ограничения не оказывали особого влияния. Но с появлением кроманьонцев стало понятно, что они проигрывают в этой конкуренции.

Хотя внешний облик неандертальцев формировался в условиях оледенений, сокращение их численности совпало с очередным пиком похолодания. За все время существования неандертальцев такие пики случались не один раз, и они их успешно преодолевали. Но похолодание, которое наступило после серии крупных извержений вулканов в Италии и на Кавказе 40–42 тысячи лет назад, им пришлось переносить, соседствуя с кроманьонцами, и в итоге они его не пережили.

В конечном счете, скорее всего, неандертальцы просто не выдержали конкуренции с кроманьонцами: как бы то ни было, их технологии сильно проигрывали изобретениям наших предков, а кроме того, кроманьонцев было сильно больше. Как уже говорилось, у неандертальцев были проблемы с вынашиванием детей, родами и дальнейшей выживаемостью. Большинство найденных неандертальских костей — детские, принадлежащие новорожденным младенцам. Изучать их сложнее, но количественно их больше, и это значит, что у неандертальцев была очень высокая детская смертность.

Неандерталец в религии и фольклоре

  • В контексте Библии некоторые богословы и креационисты (в частности, археолог П. В. Волков и протоиерей Стефан Ляшевский) считают неандертальцев потомками Каина, а кроманьонцев — потомками Сифа. Эта богословская гипотеза объясняет внешние различия между древними людьми как проклятье Божье каинитов, утративших красоту первозданного Адама, а также как действие «знамения», которое Господь «сделал» Каину, чтобы никто его не убил. Загадочное исчезновение неандертальцев объясняется следствием библейского потопа (по П. В. Волкову — локального наводнения в Древней Месопотамии, которое стало первым звеном в цепи глобальной планетарной катастрофы, потопившей первое человечество).
  • Некоторые современные фольклористы усматривают некоторое сходство в описаниях неандертальцев и леших. Столь же популярны взгляды на «снежного человека» как о потомке тех или иных гоминид, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Среди кандидатов — неандерталец, обладавший коренастым телосложением и дольше всего задержавшийся в горных районах Европы.
  • В фольклоре сибирских народов присутствует мифолого-эпический образ героя-первопредка, схожего с человеком ранней ступени развития. Например, в архаическом эпосе эвенков Забайкалья и Приамурья известен образ далекого предка эвенков по имени Чинанай. По мнению специалистов по эвенкийскому фольклору и истории образ Чинаная сближается с неандертальцем: его имя происходит от эвенкийского чиӈаривки, чиӈаридявки — «передвигаться неуклюже»; внешность кардинально отличается от обычного человека — Чинанай имеет большие выпуклые глаза, заостренные уши, огромный рот; он обладает огромной физической силой и предстает простаком и глупцом. Цикл сказаний о Чинанае и братьях строится на приключениях простака Чинаная, вместе с тем герой предстает демиургом — создает первые орудия труда и учреждает культурные традиции.

Источники