Лошадь Першерон

Першерон — французская порода лошадей-тяжеловозов. Сила, выносливость, крепкое здоровье и спокойный нрав сделали представителей породы незаменимыми прежде всего в полевых работах. Но и кроме сельского хозяйства, работы для этой породы лошадей было предостаточно.

Благодаря низкому ходу и легким свободным движениям першеронов использовали как лошадей для экипажей. Першеронский тяжеловоз стал главной тягловой силой в таком виде общественного транспорта конца XIX-начала ХХ века, как конка. Предшественница электрического трамвая представляла собой движущийся по рельсам вагон, который тянула упряжка лошадей. Породу использовали для почтового сообщения. Еще раньше, в средние века, першерон высоко ценился как рыцарская лошадь, без труда выдерживающая массивного всадника. Во время войн лошадей применяли как тягловую силу для перевозки орудий.

Упряжка лошадей

Немного истории

История породы першерон теряется в глубине веков. Принято считать, что её вывели в начале XIX века в северо-западной французской провинции Перш, издавна славившейся своими климатом и коневодческими традициями, однако ещё в средние века существовала т. н. «древняя лошадь Перша», которая отличалась средним ростом, крепостью конституции, огромной силой и невероятной работоспособностью. Многие исследователи полагают, что именно она была тем самым рыцарским конём, который мог легко мчать всадника в тяжёлых доспехах без остановки в течение долгого времени. То есть, согласно этой версии, современный першерон – это потомок  рыцарских коней, переквалифицировавшихся с исчезновением рыцарства в упряжных лошадей.

Неясно также, кто из пород участвовал в создании першеронов. Их выводили на протяжении нескольких веков, каждый раз учитывая нужды времени. Достоверно известно, что в першеронах течёт кровь арабских лошадей, попавших во Францию ещё во времена первого крестового похода. Кроме того, с 1760 года першским коневодам было разрешено использовать для развития породы арабских жеребцов государственного конезавода Ле Пен, расположенного в соседней Нормандии. Также предполагается, что, помимо арабов, лошадь Перша скрещивали с датскими, полукровными английскими и некоторыми французскими аборигенными породами (например, с бретонской и булонской).

Першерон на выставке

Бурные события французской истории не прошли даром не только для людей, но и для животных. Во времена Великой Французской революции порода почти целиком погибла, но в 1803 году Наполеон Бонапарт, будучи ещё консулом, специальным декретом приказал её восстановить. Работа по разведению вида возобновилась, а в 1820 году во вновь отстроенные конезаводы Перша завезли партию арабских и турецких жеребцов. Последние, особенно жеребцы по кличке Галлиполи и Жан ле Блан (его потомок), сыграли значительную роль в формировании современного породного облика французских тяжеловозов.

В 1826 году состоялась первая выставка першеронов, на которой конезаводчики представили более 70 племенных особей – результат своего многолетнего кропотливого труда. Их труд оценили по достоинству – почти каждая вторая лошадь получила приз. Немалую роль в достижении такого признания сыграла специально разработанная технология выращивания, согласно которой жеребят в пяти- или шестимесячном возрасте отнимали от матки и продавали на фермы-элеверы – хозяйства, занимавшиеся доращиванием и последующей продажей молодняка. На этих элеверах жеребёнка растили до полутора лет, после чего начинали приучать к работе. В трёхлетнем возрасте молодой першерон перепродавался другому хозяйству, а в 4-5 лет продавался как уже сформировавшаяся лошадь.

Помимо тяжёлых сельскохозяйственных работ, першеронов использовали и в почтовой сфере как запряжную лошадь для почтовых дилижансов, курсировавших между городами. Они справлялись с этим делом столь блестяще, что с ними не могла сравниться ни одна быстроногая красавица лошадь самой чистой породы.

Украшенный першерон

Но в 1838 году, когда во Франции начали строить первую железную дорогу, першеронам, как и их далёким предкам, пришлось переквалифицироваться, впрягшись в первые городские омнибусы. Першероны и с этим заданием справились так, что только для одного парижского городского транспортного хозяйства ежегодно приобреталось  до 4 тысяч тяжеловозов. В 1883 году было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука, в который занесли 530 рождённых в Перше лошадей, имевших отчётливые видовые признаки. С этого момента совершенствование першерона велось путём разведения внутри породы с записью в студбуке лишь тех лошадей, чьи предки упоминались в первом томе. Примерно в это же время першероны стали распространяться по всей Европе, ещё раньше – в 1815 году – они попали в Северную Америку, а в 1891 году – в Россию, где их разведением сразу занялись на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская область).

Несмотря на период спада популярности, пришедшийся на 60-е – 70-е годы ХХ столетия и связанный с механизацией производства, першерон по-прежнему является одной из наиболее узнаваемых и востребованных тяжёлых пород. В одной только Франции насчитывается около 4,5 тысяч маток, а доля першеронов в канадском и американском поголовьях до сих пор составляет примерно 75%.

Першерон на бегу

Предназначение породы

Лошади породы першерон выводились для работы в упряжке, телеге или карете. Они должны были служить рыцарю с доспехами в течение всего дня без устали, и одновременно сам всадник должен был не устать ездить на такой лошади. Она должна была плавно пускаться в рысь и также плавно останавливаться. Если першерон запряжен в карету, то ход кареты должен быть мягким и плавным, чтобы езда была максимально комфортной и удобной для пассажиров.

Лошади породы першерон выводились с теми качествами, на которые был спрос в то время. После ухода рыцарей в историю племенные разводчики породы делают акцент на таких першеронов, которые возят тяжести в городе и сельской местности. Для армии выводили более легких особей, чтобы они могли легко и долго идти под седлом.

Одна из самых ранний фотографий Першерона

С течением времени стали делить породу першерон по росту:

  • Мелкие першероны. Они идут для верховой езды и могут быстро ездить в упряжке.
  • Средние. Такие более подходят для упряжной езды. Их запрягали в кареты для путешествия, они вовремя доставляли почту и врачей к месту назначения.
  • Крупные. Таких лошадей использовали для перевозки очень тяжелых грузов или на сельскохозяйственных работах.

Во времена отсутствия железной дороги и автомобилей был высокий спрос на лошадь породы першерон, цена была очень большой. Выведение выносливой, сильной и одновременно мягкой, с арабской деликатностью, породы стало большим прорывом в племенном разведении лошадей. Коннозаводчики разводили и продавали першерона во всем мире. Спрос на них стремительно возрос. Першероны работали на полях и помогали армии, возили грузы и доставляли людей в разные города. Лошади такой породы были практически универсальными. Они легко обучались всему, чему учил их человек. Скакуны отлично справлялись практически со всеми конными функциями и были многофункциональными для человека.

Лошадь и наездница

Достоинства и недостатки

Среди достоинств Першеронов:

  • быстрая зрелость — с 3 лет конь уже может использоваться для перевозки людей;
  • уникальный мягкий ход лошади не изменяется при любой скорости бега;
  • хорошая адаптированность к любому климату;
  • неприхотливость в содержании;
  • сила и выносливость;
  • высокая работоспособность;
  • спокойный характер;
  • живой ум и смекалка.

Эти красавцы редко болеют, что тоже является несомненным достоинством породы. Так, им не свойственны типичные болезни тяжеловозов, связанные с большой мышечной массой. Недостатки породы: набор веса конём зависит от питания — чем оно лучше, тем больше мышечная масса; все массивные породы, как и Першероны, сложны в управлении из-за размеров.

Пара першеронов

Описание экстерьера

Французский тяжеловоз современного типа – весьма крупное, ширококостное животное. Размеры першеронского жеребца (кобылы) имеют следующие значения:

  • высота в холке – 162 (160) см;
  • косая длина туловища – 169 (169) см;
  • обхват груди – 202 (197) см;
  • обхват пясти – 24,4 (22,7) см.

Самое большое распространение получили масти серая и вороная, но встречаются чалая и рыжая. Экстерьер лошади очень выразителен, что хорошо видно на фото лошади породы першерон.

  • Голова. По сравнению со всей массой животного, она небольшая, но красивая и выразительная. Лоб широкий, выпуклый. Глаза немного выступающие, живые. Уши длинные и мягкие. Нос плоский, ноздри широкие.
  • Шея мускулистая, умеренной длины, с хорошей постановкой. Грива густая.
  • Холка. Несколько приподнятая.
  • Круп. Мощный, длинный, прямой и немного раздвоенный.
  • Хвост. Посадка его несколько низкая, но зато он очень пушистый.
  • Спина. Короткая, сильная, хорошо поставленная, что способствует выполнению движений с особой свободой и плавностью.
  • Грудь широкая, глубокая.
  • Ноги. Очень мускулистые и сильные. Предплечья имеют среднюю длину, а пясти короткие, но крепкие. В суставах кости очень плотные, а сухожилия обладают высокой мощью и выносливостью.

Перешерон в сельском хозяйстве

Все эти великолепные характеристики, дополненные темпераментом, огромной силой и необычайной выносливостью, делают лошадь породы першерон уникальной. Першероны служат 22–25 лет. Практикуется скрещивание их с более лёгкими породами, для получения лошадей спортивных и охотничьих. В прошлом хвосты тяжеловозов обрезались. Это делалось для того, чтобы длинный хвост не запутывался в упряжи. Но с 1996 года купирование было запрещено.

Какой характер у породы?

Лошади породы першерон обладают добрым нравом. Они спокойны и терпеливы. Несмотря на это, они выносливы и активны. Лошадь быстро двигается и показывает высокие показатели работоспособности. Также ей присуща быстрая реакция и соображение. Эти животные чрезвычайно умны.

Что касается содержания, то першерон неприхотлив. Создавать какие-то определенные условия не приходится. Также положительной характеристикой представителя является его скорость в обучении. Он быстро все понимает и запоминает. Тяжеловеса можно обучить разным навыкам. Он часто использовался для пахоты, но не составит труда научить его работать в цирке. Конь универсален и практичен во всем. Именно поэтому таких животных очень ценят и в наши дни. Они быстро понимают, что от них хотят. Порода является ярким примером сочетания мощи и доброты. На фото можно увидеть, как она солидно и грациозно выглядит при всей своей тяжеловесной стати.

Подготовка к выставке лошадей

Таких коней очень любят наездники, так как нет проблем в дрессировке. Они идут на контакт с людьми и часто задействованы при перевозках грузов. Раньше французский конь першерон был неотъемлемой частью военных действий. Это было связано с тем, что животное не теряло своей хладнокровности и выполняло любые приказы хозяина. Несмотря на хаос, который его окружал, он быстро реагировал и соображал, что нужно делать. Испугать такого коня очень сложно, он мужественный и очень умный. Все эти качества делают першеронского представителя одним из лучших. Першерон купить можно в клубах и сообществах, где активно занимаются его разведением и дрессировкой.

Содержание и уход

В содержании лошадь очень неприхотлива. Ей будет достаточно таких простых вещей:

  1. Вычесывание гривы натуральными щетками.
  2. Регулярное купание в жаркую погоду. Для этого можно использовать обычный шланг.
  3. Контрастный душ для конечностей после любых физических нагрузок.
  4. Следить за здоровьем и водить на профилактические осмотры к ветеринару.

Для першерона важно три вещи: чистота, сухость и теплота. Систематический осмотр ноздревых полостей и ушей, удаление оттуда влаги и загрязнений обеспечит лошади длительное здоровое существование. Больше никаких требований нет. Животное легко поддается тренировке, особенно тому человеку, которого знает еще с детства.

Выпас першерона

Питание

В рацион першерона обязательно должны входить:

  1. Клевер (его сено в зимний период).
  2. Качественная мука.
  3. Масленичные жмыхи.

Интенсивность кормления зависит только от возложенных на лошадь нагрузок. Чем они сильнее, тем богаче должен быть рацион. С приходом весеннего тепла лошадь нужно выгонять на свежую траву, а на холода запастись сухой травой. Жеребята должны кормиться одну часть дня в стойле, другую – на улице. Летом их надо обеспечить клеверным и медуновым пастбищами. Начиная с 15-19 месяцев молодняку можно начинать давать овес. Рекомендуется кормить коня 5-6 раз в сутки строго по времени, разбавляя рацион грубой пищей, корнеплодами и концентратами.

Развитие

Кобылы вынашивают жеребят без осложнений. Легкие и небольшие особи производят жеребят, которые подходят для спортивных состязаний и охоты. Как и все тяжеловесы, малыши першеронов поздно созревают, детский период длиться у них до двух лет. Потомству першеронов необходимы сбалансированный корм и длительные прогулки. Потомство надо обеспечить сбалансированным кормом и длительными прогулками на свежем воздухе, поскольку только в таком случае возможно правильное развитие их организма. Что характерно, першероны очень быстро привыкают к новым условиям, поэтому у хозяев редко возникают с ними проблемы.

С 1996 года першеронам запрещено купировать хвосты, поскольку доказано, что это прижимает им хвост и не дает возможности защищаться летом от мошкары и мух.

Першерон с хозяйкой

Першерон с хозяйкой

Стоимость

Купить лошадь породы Першерон можно во многих странах мира. Продажей породистых тяжеловесов занимаются как конные заводы, так и частные заводчики. На цену першерона влияют многие факторы.

Например:

  • возраста;
  • общее физическое состояние;
  • чистота породы, родословная;
  • экстерьер;
  • характер, нрав.

Cтоимость породы лошади в возрасте от 5 до 10 лет в среднем составляет 8-10 тыс. долларов. Конечно, дешевле будет стоить жеребёнок от 6 месяцев до 1,5 года. Однако стоит учитывать все затраты, чтобы вырастить его здоровым и крепким. Самая высокая стоимость сохраняется у жеребцов с родословной.

Черный першерон

Черный першерон

Разведение Першеронов в России

История разведения лошади породы Першерон на территории России началась в 1891 году. Тогда племенная лошадь попала на конный завод из Франции, затем по прошествии многих лет на этом заводе появился свой вид. Надо сказать, что разведение на тот момент было довольно успешным мероприятием. Породу раскупали во все области России. Возможно, так продолжалось бы и дальше, однако в 2011 году этот конный завод обанкротился. В связи с этим пришлось распродать всех имеющихся лошадок.

Но разведение лошади породы Першерон было активно подхвачено заводчиками из Тамбовской, Воронежской и Брянской областей. Это привело к тому, что появились совершенно новые типы пород Першеронов: Апра, Иксода, Бардадыма, Вюитри. Лошадь Першерон не обновлялась регулярно, что привело к исчезновению новых линий. Существует только Искода.

Чтобы французский вид Першерон сохранялся и развивался, его регулярно пополняют племенные жеребцы. Нужно сказать, что Першеронская лошадка отечественного производителя имеет свои отличительные характеристики в сравнении с представителями американской породы. Российская Першеронская лошадка очень легкая, отличается быстротой, грациозностью. Западный же конь этой породы более массивный, мускулистый, как настоящий тяжеловоз. Последние 10 лет лошадь породы Першерон не пользуется высокой популярностью. Ее разводят как правило заводчики-частники, и такое положение, конечно, диктует свои цены на породу. Жеребцов Першерон можно купить там же.

Видео



Источники